ГБУЗ АО "АКПБ" | ОФОРМЛЕНИЕ И ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ В ПСИХИАТРИЧЕСКОМ СТАЦИОНАРЕ

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:


ОТДЕЛЕНИЯ И СЛУЖБЫ:


РАЗНОЕ:


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:



Поиск по сайту





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСГОРИСПОЛКОМА
МОСКОВСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА № 4 ИМЕНИ П. Б. ГАННУШКИНА


ОФОРМЛЕНИЕ И ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ
ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ В ПСИХИАТРИЧЕСКОМ
СТАЦИОНАРЕ


(методические рекомендации)

Москва 1972 г.


Составлено: Н. А. Демидовым, О. В. Кондрашковой, М. Ш. Вольфом, А. И. Горностаевым, Л. Р. Лурия, И. Г. Тыклиной и Е. И. Теркиной под общим руководством и редакцией Н. А. Демидова, О. В. Кондрашковой и М. Ш. Вольфа (Московская городская клиническая психиатрическая больница № 4 им. проф. П. Б. Ганнушкина)

Анализ состояния психиатрической помощи в Российской Федерации показывают, что качество медицинской помощи психически больным в ряде больниц продолжает оставаться недостаточно удовлетворительным.

Несмотря на увеличение арсенала психотропных средств и расширение спектра их активности, вопросы хронизацни больных, их скученности и частых регосиитализации сохраняют свою актуальность.

Цифры ежегодных отчетов свидетельствуют о том, что до сих пор существуют психиатрические больницы, где каждый второй или третий больной находится на стационарном лечении свыше одного года, что несмотря на улучшение обеспеченности населения психиатрическими койками баланс между госпитализированными и выписанными больными клонится в отрицательную сторону, указывая на продолжающийся процесс оседания больных в психиатрических учреждениях.

В ряде психиатрических больниц до настоящего времени нет четкого контроля за проведением соматического, психопатологического, неврологического и лабораторного обследования. Имеются случаи несвоевременное назначения патогенетической терапии.

Описания состояний больных в истории болезни носят поверхностный характер. Вопросы дифференциальной диагностики не освещаются. Обоснования для назначения терапии и ее применнения не указываются. Лечебные мероприятия не являются логическим продолжением описания состояния больного и его динамики.

Руководители психиатрических учреждений не всегда уделяют внимание контролю за качеством лечебной работы. Ведение историй болезни и соответствие дневниковых записей состоянию больных не служат предметом обсуждения на конференциях, медицинских советах и клинических разборах. Вы тшскч из истории болезни на выбывшего из стациоччря больного зачастую не содержат сведений о течении болезни и лечении. Результатами этой небрежности являются диагностические и терапевтические артефакты, нарушения преемственности терапии при возвращении больного домой, влекущие за собой ухудшение его состояния, появление рецидивов и других тяжелых последствий. Их можно было бы избежать, если бы все необходимые данные о больном и его лечении были своевременно изложены в истории болезни и внесены в выписки из истории болезни, направляемые в диспансеры.

Для этого требуется лишь обязательное исполнение определенных положений, регламентирующих порядок ведения и оформления истории болезни. К сожалению, до сих пор таких единых методических указаний нет. «Описание истории болезни», изложенное в трудах института им. Ганнушкина (вып. IV, 1939 г., стр. 307—309), устарело и не содержит большинства данных, необходимых для характеристики современных методов лечения и ухода за больными. Имеющиеся в каждой больнице отдельные административные распоряжения, появляющиеся периодически с целью наведения определенного порядка в этом деле, отличаются большой пестротой и разнообразностью.

Основными требованиями, предъявляемыми к история болезни, являются: четкое изложение всех данных, касающихся анамнеза больного, лабораторных исследований, терапевтических мероприятий и их последовательности, продолжительности лечения, выписки больных и рекомендаций по осуществлению преемственности лечения и связанных с ним социально-реадаптационных мероприятий.

Публикуемое методическое письмо отражает многолетний, опыт работы руководства, медицинской части и ряда заведующих отделениями Московской психиатрической больницы № 4 им. проф. П. Б. Ганнушкина по организации и упорядочению веления медицинской документации, и в первую очередь, истории болезни психически больного.


1.  История болезни является единственным документом о больном, отражающим течение болезни, лечения и его результаты.

История болезни — это прежде всего медицинский документ, регистрирующий проявления и течение болезни. Он же является первоисточником, имеющим научное значение, а также юридическим документом, отражающим обоснованность и правомерность действий врачей, а также социально-правовые отношения больного в обществе. Бее это обязывает врача с исчерпывающей полнотой отражать в истории болезни наблюдаемые клинические проявления болезни, динамику, терапевтическую тактику врача и все то, что сделано для больного. Все лечебные мероприятия заносятся в историю болезни немедленно после назначения. Все записи должны быть разборчивыми и четкими.

2.  История болезни заводится на больного в приемном покое в момент поступления. Ознакомившись с документом направления больного в стационар — «путевкой», с личными документами больного (паспорт, военный билет), зарегистрировав больного в приемный журнал, дежурная медсестра этот же номер проставляет в истории болезни, записывает фамилию, имя, отчество больного; часы, минуты и дату поступления; кем и где он работает (заполняет наименование учреждения, предприятие и его адрес). Эти сведения необходимы для последующего получения объективных сведений и облегчения решения ряда вопросов по тому или иному виду социального устройства больного.

Подробно заполняется адрес не только больного, но и его наиболее близких родственников. При наличии телефонов (домашнего или служебного) и их номера.

Дежурная медсестра заполняет также подробные сведения о том, кем доставлен больной в больницу. Ответ должен быть конкретным: например, женой, мужем, братом, матерью, случайными лицами, сотрудниками (их фамилии), самостоятельно, перевозкой и т. д., а также записывает в историю болезни номера квитанций на деньги, ценности и документы. Делается также отметка о наличии собственных вещей у больного.

Подчеркиванием отмечаются, случаи особого направления, например, «на принудительное лечение». Дежурная сестра проставляет также данные температуры и веса больного. В таком виде история болезни вместе с «путевкой» передается дежурному врачу. Одновременно с оформлением истории болезни дежурная сестра приемного покоя заполняет первые 8 пунктов карты выбывшего больного нз психоневрологического стационара (форма 266 — псих), прилагаемой к истории болезни.

3.  Дежурный врач обязан проверить правильность записей дежурной медсестры. Дежурный врач вносит в историю болезни краткие анамнестические сведения. При этом уделяется особое внимание выяснению у больного и у его родственников сведений о проводившемся лечении психотропными средствами дома, какими психотропными средствами лечился, в каких дозах, были ли перерывы в лечении и т. д.), а также выяснению аллергического, эпидемиологического и эндокринологического анамнеза (наличие диабета). Далее излагаются данные, характеризующие психическое и физическое состояние больного. Исчерпывающе должны быть отражены данные телесного осмотра, назначения дежурного врача и указан номер отделения, куда направляется больной; режим (постельный, строгий постельный, полупостельный), характер надзора и необходимого наблюдения, вытекающие из соматического и психического состояния больного. Здесь же записываются все лекарственные назначения (с точным указанием доз и способов применения), которые выполняются в отделении до осмотра больного заведующим отделением или лечащим врачом.

В особых случаях дежурный врач записывает в истории болезни какие срочные исследования необходимо провести больному, утром, до прихода заведующего отделением и лечащих врачей (например: «срочно - анализ крови на сахар», или «анализ мочи на белок» и т. д.).

После осмотра больного следует сделать запись о произведенной санобработке и общем телесном осмотре больного. Обнаруженные опасные предметы, в частности наркотические средства, подробно описываются. Если по состоянию больного санобработка в приемном покое не была произведена, дежурный врач делает об этом запись в истории бодезни с указанием о необходимости проведения ее в отделении. Когда осмотр и обследование вновь поступившего больного производится непосредственно в самом отделении, дежурный врач обязан сделать соответствующую запись.

В конце оформления приема больного дежурный врач проставляет дату осмотра и разборчивую подпись своей фамилии.

4.  История болезни, с путевкой, картой выбывшего больного (форма 266 — псих), описью личных вещей и ценностей передается в отделение вместе с больным.

Дежурная медицинская сестра отделения делает соответствующую запись о точном .времени поступления больного (часы, минуты). (Эти данные необходимы для учета времени пребывания больного в приемном покое и для оценки возможных изменений в состоянии больного происшедших за это время). Если больной прибыл в отделение в часы отсутствия врачей, дежурная сестра немедленно приступает к выполнению назначений дежурного врача и делает об этом соответствующую запись в «суточном журнале».

5.  Врач, которому заведующий отделением поручил дальнейшее лечение больного, делает запись: «Больного(ую) принял врач ___________», При этом ясным почерком проставляются дата, фамилия и инициалы врача. Эти данные становятся важными, когда возникает необходимость ответа (на запросы, различные судебно-экспертные ситуации, при обработке архивного материала и др.) на вопросы, касающиеся действия врачей в период их наблюдения данного больного.

Далее врач записывает «данные первичного осмотра». Они должны отражать полностью психическое и физическое состояние больного (жалобы, психопатологическую и неврологическую симптоматику, данные телесного осмотра и состояния внутренних органов).

6.  После первого же обследования лечащий врач выставляет предварительный диагноз, который должен ориентировать, в каком направлении пойдет обследование больного, как оценивается его состояние. Если в первый день судить о нозологическом диагнозе не представляется возможным, то лечащий врач проставляет предварительный диагноз, с указанием синдрома, характеризующего состояние больного в день осмотра.

7.  Вслед за предварительным диагнозом, лечащий врач записывает свои назначенья. Сюда относятся следующие данные: виды надзора (если больной в этом нуждается), наблюдения, режима, лекарственных назначений, трудотерапии, анализы и исследования, которые необходимо сделать больному.

Все медикаментозные назначения записываются четким почерком с указанием точных доз, способа приема и количества дней, на протяжении которых больному должны даваться предписанные лекарства.

С изменением психического состояния должны своевременно вноситься изменения в лекарственных, режимных и со-циально-реадаптационных мероприятиях.

8.  Всем больным в день поступления назначаются анализы крови (клинический), РВ, анализ мочи и рентгеноскопия грудной клетки. По показаниям назначаются соответственно и другие необходимые исследования (анализы крови и мочи на сахар, на билирубин, протромбин и другие необходимые лабораторные и рентгенологические исследования). Все дополнительные специальные исследования, имеющие целью уточнение соматического диагноза, назначаются по консультации с соответствующими специалистами (терапевтом, фтизиатром, инфекционистом, урологом и др.). Повторно поступающим больным рентгеноскопия грудной клетки производится 1 раз в год.

9.   В первые же дни поступления больного в истории болезни в соответствующих графах, проставляются данные о временной нетрудоспособности или инвалидности (№ больничного листа, наличие группы инвалидности и сроки переосвидетельствования). В паспортной части истории болезни необходимо также проставить давность заболевания больного и длительность приступа (ухудшения). Удобнее всего это делать сразу при получении анамнестических сведений.

Если выясняется, что больной ранее находился в других психиатрических больницах или других лечебных учреждениях, лечащим врачом запрашиваются выписки из истории болезни. На полях истории болезни об этом делается запись.

10.  Единой схемы собирания и изложения анамнеза и существует. Однако любой анамнез должен содержать следующие сведения:

— о наследственной отягощенности в роду (по прямой и боковым линиям) психическими и другими заболеваниями (хронический алкоголиэм-дипсомании, припадки, опухоли мозга и др. органов; сосудистые заболевания, диабет, зоб и др. эндокринные болезни; сифилис и др. хронические инфекции). Если таких сведений от больного и дающих объективные сведения получить не удается, следует об этом написать.

—  О характере, особенностях личности и -поведения ближайших родственников (бабушек, дедушек, отца, матери, братьев и сестер), о материальной жилищно-бытовой ситуации, о моральной атмосфере в семье и об отношениях, сложившихся между больными и остальными членами семьи, а также и соседями.

—  О том, как протекала беременность и роды у матери (токсикоз беременных, болезни матери во время родов, эклампсия, патологические роды, асфиксия плода, наложение щипцов и др.).

—  О перенесенных больным в раннем возрасте и в дошкольном периоде детских инфекциях и других заболеваниях (корь, скарлатина, дифтерия, рахит, тяжелые ангины, ней-роиифекции и др.); о том как они протекали, сопровождались ли они мозговыми явлениями (высокая температура, головные боли, головокружения, тошнота, рвота, судороги и пр, припадки, расстройства сознания, бессонница и т. п.) и как они отразились на психическом и физическом развитии больного.

—  Об основных чертах характера в детстве (общительность, замкнутость, участие в детских играх и позиция больного в них; наличие невротических проявлений, страхов, эгоцентричности, капризов; отзывчивость, холодность, отвлекае-мость, впечатлительность, мнительность, тревожность, ранимость, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, уравновешенность, рассудительность, педантичность, организованность, дисциплинированность, трудолюбие и др.).

—  Об учебе, трудовой и общественной деятельности. Необходимо уточнить какие школьные дисциплины легче всего давались больному и наоборот; особенности памяти, сообразительности и мышления. Были ли задержки в учебе (дублирование классов) и по каким причинам (болезни, расстройства поведения, конфликты, материальные затруднения, психические травмы и др.). Какие были взаимоотношения между больным и товарищами, учителями и родителями, каковы были внешкольные интересы и увлечения; участие в самодеятельности и в общественной работе школы. Какие изменения в характере и в успеваемости произошли в процессе учебы. Как больной окончил школу. Как сложилась в дальнейшем его социальная и трудовая жизнь (продолжал ли учебу и где, как в дальнейшем учился, менялись ли интересы и наклонности, или выявилась и нарастала целеустремленность; поступил ли сразу на работу; как успевал в учебе или на работе, продвигался ли ло службе или нет. Часто ли менял, место работы (учебы) и по каким причинам. Каковы были взаимоотношения с товарищами, подчиненными, начальством, родителями, соседями; участие в общественной работе. Как менялось материальное положение, появились какие-либо новые интересы. Динамика развития характера и личности в этом периоде.

—  О периоде полового созревания и половой жизни. Когда началось половое влечение. Наличие и характер половых связей до брака и после брака. (Для женщин — время начала н установления менструального цикла, наличие дисменорреи, аменорреи, беременность и их протекание, аборты, роды и их характер, климакс и менопауза). Взаимоотношения и моральная ситуация в семье, состояние здоровья детей и супругов. О дальнейших изменениях о характере и личности больного в этом периоде.

—  О перенесенных больным каких-либо заболеваниях и вредных привычках (табакокурение и др.), выявленных в зрелом возрасте до начала настоящего заболевания.

—  О «истории настоящего заболевания»: эти данные, должны быть изложены наиболее полно и исчерпывающе. Следует указать началось ли заболевание остро или исподволь. Во всех случаях очень важно изложить начальные явления (продрома) болезни. В случаях вялого начала исследуется связь начальных проявлений с более ранними изменениями характера и личности. Точно и последовательно описывается дальнейшее развитие болезни, динамика развития каждого симптома (синдрома) и последовательная смена синдромов. Наряду с этим описывается как болезнь одновременно отражалась на трудоспособности, социальных и трудовых связях, на взаимоотношениях в семье больного, на личности больного в целом. Отражая нарастание симптомов и их динамику, необходимо отметить при каких обстоятельствах больной впервые обратился за медицинской (психиатрической) помощью, где и как лечился до последнего стационнро-вания и каковы были результаты лечения; какова была обратная динамика клинической картины болезни. В случаях наступления ремиссии необходимо одновременно описать, выявились ля изменения личности и трудоспособности; отмечалось ли нарастание дефектных (негативных) симптомов; были ли в структуре ремиссии явления астении (гиперстении) и резидуальные симптомы перенесенного психоза. В случаях отсутствия ремиссии необходимо показать динамику нарастания (усиление, обострение) психотической и дефектной симптоматики, обусловивших повторное стационирование.

При периодическом (фазном) течении также необходимо описать характер интермиссии и динамику повторного рецидива. Описывая состояние ремиссии (периода между стаци-онирозаниями) следует указать, продолжал ли больной лечение в амбулаторных условиях (регулярно или с перерывами) и какими лекарствами. Были ли лекарственные осложнения, были ли какие-либо другие заболевания и как они отразились на психическом состоянии больного. Произошли ли какие-либо изменения в семейном, материальном, жилищно-бытовом и социальном положении больного.

Последовательность изложения указанных выше сведений зависит от характера (формы) заболевания и от возраста начала настоящего заболевания. В тех случаях, когда заболевание началось в раннем детстве, анамнез жизни совпадает с историей настоящего заболевания. В этих случаях анамнестические сведения должны быть изложены в хронологическом порядке развития болезни. Естественно, что в анамнезе, должно быть показано, как отдельные этапы (проявления) болезни отразились на жизни больного в целом — на формировании и развитии личности больного, его интеллекта, интересов, трудоспособности и социальных связей. В других случаях, когда психическое заболевание началось в более поздние сроки жизни (в зрелом возрасте), последовательность изложения должна быть подчинена хронологическому описанию развития личности больного со всеми ее особенно-ностями и«евяэями до начала психического заболевания. Если по психическому состоянию у больного получить анамнестические сведения не удается, об этом делается соответствующая запись в истории болезни. При получении объективных данных необходимо указать точно фамилию и инициалы дающего сведения и какое родственное отношение он имеет к больному.

11.  В дневниках отражаются данные психическою состояния больного, динамика психопатологической симптоматики, поведение больного, его отношение к лечению, проводимому обследованию; реакции и взаимоотношения больного с персоналом, другими больными и посетителями; состояние сна, аппетита и др. физических отправлений. В дневник также должны заноситься все изменения в лечебных мероприятиях и в режиме (питания, надзора). Обязательно должна заноситься дата назначения и дата отмены всех назначений. Сюда же заносятся колебания температуры тела (если она выходит за пределы нормы).

Температурный лист (для хронически температурящих больных) и лист регистрации припадков (для больных эпилепсией) для удобства обозрения должны вкладываться в историю болезни и в то же время эта данные должны быть отражены в дневниках истории болезни.

12.  В первые 7 дней нахождения больною в стационаре дневники в истории болезни заполняются ежедневно. В последующем, при отсутствии существенных изменений в состоянии больного — не реже 1 раза в 3—4 дня. После 3-х месяцев пребывания в больнице дневники могут заполняться несколько реже — до 1 раза в 5 дней. При изменении и ухудшении в психическом и физическом состоянии больного дневники записываются в день их появления и в дальнейшем записи продолжаются ежедневно до стабилизации состояния, независимо от сроков пребывания больного в стационаре. При этом больные, если это требуется, консультируются врачами-специалистами, назначаются дополнительные исследования и лечение.

13.  Дневники на больных, получающих активную терапию, записываются в первые 6—7 дней ежедневно. В них отражается реакция больных на введение того или иного лекарственного средства, регистрируется артериальное давление и т. д. Со стабилизацией состояния, дневники записываются реже (1 раз в 3—4 дня).

Кроме того, у всех больных, находящихся на психофармакотерапии, в дневниках проставляются данные о дне лечения, о дозах лекарств и способах их введения (внутрь, внутримышечно, внутривенно и т. д.). При этом дозы указываются не суммарно за сутки, а на каждый прием в отдельности.

Например:

27/10 - 1969 г.

аминазин 0,025—0,05—0,1     28 дней лечения
френолон 0,005     10 дней лечения
седуксен 0,005     10 дней лечения

В дневниках следует отражать гричины с»ены одного психотропного средства (или вида терапии) другим, а также обосновывать применение и изменение доз корректоров.

По окончании каждого курса активной терапии составляется резюмирующее описание наступивших изменений в процессе и в результате лечения.

14.  Больным, лечащимся инсулином, с наступлением коматозных состояний, при отсутствии каких-либо осложнений, дневники записываются 1 раз в 3 дня. Дата, доза и номер комы указываются для каждого дня в отдельности. При ги-погликемических состояниях дневники записываются 1 раз в 3—4 дня.

15.  Всем больным, находящимся на лечении психотропными средствами, анализы на билирубин в сыворотке крови и на протромбин назначаются не реже 1 раза в 2 месяца (при отсутствии показаний для более частых исследований), длительно болеющим — не реже 1 раза в 3 месяца.

16.  Бланки с записями данных лабораторных анализов (крови, мочи, биохимических исследований, ликвора и т. д.), группируемые по видам исследования в хронологическом порядке, приклеиваются к специально выделенному для этой цели листу истории болезни.

I7.  По истечении 10 дней на больных, поступивших впервые в данную больницу, пишется развернутый психический статус.

Описание «психического статуса» является наиболее сложной частью составления истории болезни. В нем с исчерпывающей полнотой должны быть изложены данные, характеризующие психопатологическую картину болезни конкретного больного с присущими только ему особенностями личности, интеллекта, мимики, речи, эмоций, жестов, манер и других сложных реакций.

Психическое состояние больного часто меняется не только в течение суток, но и часов, и эта изменчивость должна найти свое отражение в описании психического статуса. В нем не должно быть обобщающих определений и стандартных формулировок. Психический статус должен описываться, а не квалифицироваться.

Рекомендуется начать изложение психического статуса с описания внешнего облика и поведения больного. При этом желательно отметить как доставлен больной в кабинет (пришел ли самостоятельно, в сопровождении, пошел ли на беседу охотно, пассивно, или отказался придти в кабинет), поза больного во время беседы (стоит, сидит спокойно, беспечно, или беспокойно двигается, вскакивает, куда-то стремится), его осанка и походка, выражение лица и глаз, мимика, движения, манеры, жестикуляция, опрятность в одежде; отношение к беседе и степень заинтересованности в ней (сосредоточенно слушает, или отвлекается, понимает ли содержание вопросов и что мешает больному их правильно понимать).

Далее следует описание голоса и жалоб больного (оттенки голоса, модуляции тембра — монотонный, громкий, звучный, тихий, охрипший, крикливый, патегический, слезливый и т. п.), темпа речи (быстрый, замедленный, медленный, с паузами, или без остановок) артикуляции (скандированная, заикание, шепелявость), словарного запаса (богатый, бедный), грамматического строя речи (аграматичная, разорванная, путанная, неологизмы) и целенаправленность ответов (адекватные, логичные; по существу, или не по существу, конкретные, обстоятельные, витиеватые, персеверирующие, одноплановые, разноплановые, законченные, оборванные и т. п.).

Для иллюстрации особенностей речи рекомендуется воспроизводить (в кавычках) отдельные слова, нологизмы, фразы, обрывки фраз, уменьшительные слова, своеобразные обороты речи, в таком виде, в каком они были произнесены самим больным. Однако такими цитатами не следует злоупотреблять. Они только тогда уместны, когда они более точно характеризуют то особенное, что необходимо для выделения основных черт психического облика больного.

Жалобы больного, если они предъявляются самим больным, нужно излагать в последовательности, отражающей прежде всего наиболее важные психические расстройства. Необходимо также подчеркнуть активно или пассивно излагает больной свои жалобы, какой эмоциональной и вазовеге-тативной окраской сопровождаются жалобы.

В тех случаях, когда больной не жалуется на свое психическое состояние и отрицает какие-либо психические расстройства у себя, об этом следует написать. В этих случаях врач, активно расспрашивая больного, описывает даваемую интерпретацию больным самою факта стационнрования в психиатрическую больницу.

Каждый психопатологический феномен должен описываться с исчерпывающей полнотой, и только исчерпав все, что относится к нему, можно перейти к описанию следующего. Психопатологические симптомы должлы описьиаться не разрозненно и не случайно, а в той связи, которой они «сцеплены» друг с другом.

Описывая тот или иной симптом (синдром), следует избегать обобщающих формулировок. Не следует писать, что больной испытывает «галлюцинации» («псевдогаллюцинации»), высказывает «бред преследования», «воздействия» и т. д. Необходимо изложить в сжатой форме, в чем эти симптомы выражаются и как больной мотивирует реальность своих болезненных переживаний. Больные, как правило (если они доступны), указывают на конкретных лиц. сообщают о формах и методах преследования, воздействия, на конкретные ситуации и обстановку, слышат определенные звуки, голоса, шопот, фразы, испытывают определенные запахи и ощущения, приводят различные «доказательства», которые они излагают в неповторимом своеобразии. Именно эта неповторимость должна быть отражена в описании психического статуса. Это же относится и к описанию аффективных, волевых, психомоторных и других расстройств психической деятельности исследуемого больного. Необходимо не только перечислить жалобы и высказывания больного, но и показать степень убежденности больного в своих умозаключениях и возможность их коррекции.

Вслед за этим необходимо описать поведение больного в отделении (во время бодрствования и сна, во время еды, трудовой терапии и выполнении других процедур), его отношение к приему пищи, лекарств и к пребыванию в психиатрической больнице; его отношение к окружающим больным и персоналу; склонность больного к общению или отгороженности, чем занят больной, когда он находится вне наблюдения и предоставлен самому себе, его мимику и жесты в это время; подчиняемость или негативизм, его высказывания, характер аффективных и моторных расстройств и т. д. Описание всех этих проявлений должно быть дано в динамике с указанием на обстоятельства и условия, облегчающие или затрудняющие их выявление. Описание психического состояния заканчивается изложением результатов исследования внимания, шамяти, мышления, интеллекта и критики больного по отношению к болезни и ситуации в целом.

Разумеется, приведенные выше рекомендации не являются обязательными для каждого случая и исчерпывающими. Ори лишь могут служить ориентирами, следование которым облег чает описание психического статуса. Клинический опыт, наб людательность и систематическое углубленное исследование, установление и расширение психического контакта с больными являются основными факторами, разрешающими проникнуть в самые глубинные переживания больного и позволяющими давать полное и точное описание последних.

В дальнейшем, располагая уже анамнестическими, лабораторнымн и клиническими данными, врач обязан выставить на первой странице истории болезни клинический диагноз. Если диагностика все же остается неясной, больной должен быть представпен на консультацию для уточнения диагноза и коррекции терапии.

18.  При передаче больного от одного врача к другому, врач, лечивший больного, делает в дневнике об этом соответствующую запись и ставит свою подпись. Принявший больного врач также об этом делает соответствующую запись в истории болезни.

19.  При переводе больного в другое отделение в дневнике подробно описываются состояние больного, мотивы, послужившие основанием для перевода; проставляются дозы лекарств, которые больной должен получать в отделении, куда он поступит. В отношении работающих больных заполняется больничный лист по день пребывания больного в данном отделении, который передается вместе с историей болезни, о чем делается запись в соответствующей графе на 1 странице истории болезни.

20.  При переводе больного о другое лечебное учреждение дневник закянчивается указанием № наряда «перевозки», куда и с кем больной переведен. Отмечается также, какие лекарства и сведения были переданы при переводе больного. На I странице в соответствующей графе записывается дата и полное название лечебного учреждения, куда был переведен больной. При переводе больного сопровождающему персоналу вручается выписка из истории болезни н другие документы.

21.  В день выписки больного, в истории болезни на 1-й странице заполняется графа «окончательный диагноз». Последний должен быть сформулирован четко. На первом месте ставится диагноз нозологический. За ним, там, где это возможно, следует название формы болезни и основного синдрома. Вслед за основным диагнозом следуют диагнозы сопутствующих заболеваний и осложнений.

Нозологический диагноз должен соответствовать названию болезни и официально принятой номенклатуре.

Вслед за этим, заполняются соответствующие графы; куда и кем выписан домой, количество проведенных койко-дней, количество дней временной нетрудоспособности (по больничному листу). Наконец, подчеркиваются жирной линией имеющиеся в истории болезни графы о степени трудоспособности и о качестве ремиссии при выписке.

Качество ремиссии определяется буквами латинского алфавита согласно классификации проф. М. Я. Серейского*.

22.  Имеющиеся в истории болезни различные оценки трудоспособности подразумевают следующее:

а)  «трудоспособность восстановлена» — больной после выписки возвращается на работу по своей прежней специальности и должности;

б)  «трудоспособность временно утрачена» — больной выписывается с открытым больничным листом для дальнейшего наблюдения и лечения в психоневрологическом диспансере.

в)  «трудоспособность частично стойко утрачена» — больному ВТЭК установлена (или рекомендуется) III группа инвалидности. По своему состоянию больной может выполнять легкую или менее квалифицированную работу, чем до болезни;

г)  «трудоспособность полностью стойко утрачена» —больному ВТЭК установлена II группа инвалидности;

д) при полной утрате трудоспособности и необходимости осуществления за больным постоянного ухода и надзора подразумевается установление больному I группы инвалидности.

При направлении акта на ВТЭК или переводе на инвалидность в правом верхнем углу первой страницы истории болезни необходимо делать об этом соответствующую пометку.

23.  История болезни заканчивается составлением выписного эпикриза — выписки из истории болезни. Последняя должна быть составлена сжато и ясно по специальной форме и содержать все существенные данные анамнеза, течения заболевания, состояния больного в больнице, отражающие поставленный диагноз, а также все данные о проведенных исследованиях, лечении и о лечебно-восстановительных мероприятиях, рекомендуемых для выполнения в условиях психоневрологического диспансера и на дому, после выписки больного из стационара.

Все формальные сведения в выписке из истории болезни должны строго соответствовать аналогичным данным истории болезни.

Кроме окончательного диагноза, установленного в стационаре, в выписку из истории болезни обязательно заносится диагноз врача, направившего больного в стационар.

Указываются все обнаруженные патологические сдвиги в анализах н при других лабораторных исследованиях (данные ЭКГ, ЭЗГ, рентгеноскопии и рентгенографии). Если рентгеноскопия грудной клетки при последнем стационировании не проводилась, необходимо указать дату последнего исследования и сослаться на выписку, в которой были изложены последние данные рентгенологического исследования.

В выписку вносятся все данные патологии, обнаруженные при исследовании соматического статуса и нервной системы.

Если больные на протяжении года поступают повторно и в их физическом и неврологическом состоянии существенных: изменений не обнаружено, в этих случаях в выписке так и следует написать, сославшись на данные, изложенные в предшествующем выписанном эпикризе.

В графе о проведенном лечении необходимо перечислить проведенные лечебные мероприятия. Особенно исчерпывающими должны быть изложенные в хронологическом порядке данные о применявшихся методах активной терапии. При этом необходимо указать диапозон применявшихся суточных доз (от и до), а также количество дней лечения.

В выписках, составляемых па больных, лечившихся инсулином, необходимо указать также продолжительность лечения и количество гипогликемических коматозных состояний, а также при каком виде терапии или изменения последней, наступило улучшение или ухудшение в состоянии, осложнения и побочные явления.

Последовательно излагается динамика обратного развития психопатологических проявлений и становления ремиссии.

«Выписка» заканчивается указаниями о выдаче больному больничного листа, о сроках явки в диспансер, о выданных больному лекарствах и дозах приема, а также о рекомендациях по продолжению терапии в амбулаторных условиях и о всех других мерах правовой помощи, которые необходимо оказать больному в процессе дальнейшего амбулаторного наблюдения и лечения.

В выписке из истории болезни должен обязательно проставляться номер отделения, из которого выписан бопьной. «Выписку» как и историю болезни, кроме лечащего врача подписывает заведующий отделением. Последний проставляет на истории болезни и выписке соответствующий шифр (по международной классификации болезней последнего пересмотра) н не позже 3 дня передает их в медканцелярию.


* М Я. Серейский. К вопросу о методике учета терапевтической эффективности при лечении психических заболеваний.
Труды института им. П. Б. Ганнушкина. Выпуск IV, 1939 г., стр. 17.


© ГБУЗ АО "АКПБ"
2003-2014
новости | администрация | структура | история | услуги | вакансии
вопрос-ответ | литература | творчество | ссылки